Миb – ре – ре, миb – ре – ре, миb – ре – ре – сиb... Да это же Моцарт! Страстный, импульсивный, изящный и немного грустный... Кто не узнает его с первых же звуков? К имени Моцарта сейчас, особенно в год 250-летия со дня рождения, стали обращаться очень часто. Как к спасительной соломинке. Это имя стало торговой маркой, раскрученным брэндом. А ведь за этим брэндом – жизнь реального человека. Пожалуй, напоминать о гениальности прославленного композитора излишне. Но была ли отмечена печатью гениальности сама его жизнь? «Гении обладают одной привилегией – для них жизнь никогда не становится будничной» (Лоуэлл). Но какова она – жизнь гения? И какова цена успеха в жизни, лишенной будничности?
Феноменальная, ни с чем несравнимая природная одаренность Моцарта стала предметом рассказов, в которых правда перемешивалась с вымыслом. Несомненно то, что в великом пантеоне музыкальных гениев не найдется другого композитора, обнаружившего в столь раннем возрасте подобную музыкальную одаренность.
Уже в три года маленький Вольфи находил на клавиатуре клавесина благозвучные терции и сексты и по-детски радовался им. В 4 года Моцарт свободно импровизировал. В таком нежном возрасте он уже был музыкантом, оставаясь все еще милым и непосредственным ребенком: мог взобраться на колени к императрице Марии-Терезии и пообещать юной эрцгерцогине Марии-Антуанетте жениться на ней... В восемь лет Моцарт сочинил 6 сонат , посвятив их английской королеве. В 12 лет по заказу императора Иосифа II написал свою первую оперу. «Талант дается человеку вместе со способностью его реализовать» ( М.Горький). Вольфганг Моцарт блестяще реализовал свою гениальную одаренность. Его творческое наследие огромно: в списке произведений Моцарта 626 названий, многие из которых на слуху: симфонии до диез мажор и соль минор, "Маленькая ночная серенада", "Реквием"...
Но таланту отпущено мало времени. Для него время как бы спресовывается, череда событий проносится стремительно, мелькая в калейдоскопе дней. Гениально одаренные дети очень рано взрослеют, рано становятся мудры. Моцарт словно знал, что его земной век будет краток и даже предполагал дату своей смерти. А поэтому спешил жить. Он любил жизнь и испытывал неутолимую жажду творчества. Рабочий день Моцарта был чрезвычайно напряженным – с утра он сочинял музыку, до обеда давал уроки, вечером стоял у пульта или выступал с концертами, а ночью снова писал, падая с ног от усталости. Маленький, ростом чуть более 150 см, близорукий, по словам сестры «лишенный всякой представительности в лице и теле», Моцарт производил впечатление легкомысленного человека, пряча за внешней смешливостью и даже дурашливостью титаническую работу ума. Никому не было позволено заглянуть под маску, однажды надетую на лицо. Пронзительное ощущение краткости земного бытия рождало великую музыку, дарующую другим людям надежу и утешающую их. Щедро. Все отдать другим, ничего не оставив взамен... За месяц до смерти отца, 4 апреля 1787 года, Вольфганг писал ему: «... Я никогда не ложусь в постель, не подумав, что, может быть, меня ( как я ни молод ) на другой день более не будет, - и все-таки никто из тех, кто знает меня, не может сказать, чтобы в обществе я был угрюмым и печальным»...
Моцарт знал и успех, и поражение. Ему рукоплескала Европа. А за успех приходится платить. Чем больше успех, тем серьезнее расплата. Цена успеха – одиночество.
Любил ли Моцарт? Вне сомнений. Но и страдал от неразделенности чувств. Может, поэтому его музыка так прекрасна? В любви, как и в творчестве, он был одинок. Моцарт знал восхищение толпы, но близкие ему люди смотрели на него иначе. Поистине, «лицом к лицу лица не увидать»... Три женщины, три сестры, трехголосие в судьбе Вольфганга. Как складывались их отношения? Почему любовь так и не принесла счастья? Алоизия Вебер, старшая сестра, - его первая и самая сильная любовь. Она могла стать его судьбой, но не стала, «упустив свой шанс остаться в вечности». Средняя сестра, Констанца, стала его женой. Но любила ли она Моцарта? Младшая сестра, Софи... Та, которой была «нужна и очень понятна невнятная речь сонаты, рожденной в бессоннице голой». Женщина, которая родилась слишком поздно... Свою версию одиночества Моцарта предлагает пьеса в стихах современного автора А.Духовского «Концерт для Моцарта с оркестром».
...В 1781 году Моцарт переезжает в Вену. Здесь он знакомится с оперной певицей Алоизией Вебер – красивой молодой девушкой и, к тому же, музыкально одаренной. Моцарт очарован ее чистым задушевным голосом и страстно влюбляется в нее. Он пишет для Алоизии итальянскую арию о любви, с которой начинающая певица мангеймского театра сделает блистательную певческую карьеру. Вольфганг собирается ехать с ней в Италию, строит фантастические планы и, окрыленный, пишет об этом своему отцу. Леопольд Моцарт не одобряет выбор сына: «Немедленно поезжай в Париж. Добейся там славы и денег, и тогда можешь ехать в Италию...» Вольфганг уезжает вместе с матерью, продолжая мечтать об Алоизии. В Париже Моцарту пришлось испытать горькое разочарование и немало страданий. Он потерял горячо любимую мать, которая умерла у него на руках. Моцарт остался один в огромном городе, где уже были забыты его детские триумфы и мало кто интересовался приезжим зальцбургским музыкантом. Ничего не добившись, Вольфганг возвращается в Зальцбург. По возвращении он узнает, что Алоизия вышла замуж за посредственного художника Йозефа Ланге (позже сделавшего карьеру на портретах Моцарта!). Она – примадонна оперного театра, местная знаменитость. Моцарт ей больше не нужен. Вольфганг потрясен и безутешен... Под впечатлением выпавших на его судьбу испытаний он пишет 5 клавирных сонат. Сонаты большой драматической силы и глубины напоминают о чувстве безответной любви...
Моцарт:
... уехал я во Францию, в Париж.
Алоизия:
Зачем?
Моцарт:
Зачем? Чтобы тебя хранить
В своей душе, чтоб там – в чужой столице –
Играть!
Алоизия:
Кому?
Моцарт:
Самой императрице!
Алоизия:
Еще зачем?
Моцарт:
Чтоб мать похоронить.
Алоизия:
Прости, я не хотела.
Моцарт:
«Наших дней
Не знаем срока», - говорила так ты?
... Мимо всех ночных огней
Спешил к тебе, отсчитывая такты
дорожных верст...
Алоизия:
Ты побледнел! Взгляни –
Две капли на виске!
Моцарт:
Оставь! Здесь душно!
... Я гнал свою измученную душу
сквозь городов холодные огни
в тот город, где пропажа из пропаж
отыщется! Что получил в награду?
«Ты рада мне?» -
«Нет, я тебе не рада.
Прости, меня уже ждет экипаж...»
Камзол мой был так неуместно рыж –
В следах дождя, бессонницы и грязи...
А ты была любовницей у князя,
И слушать не хотела про Париж,
Про бред ночей глухих и про меня...
Нашлось мгновенно что поставить «вместо».
Я понимаю – жалованье, место...
Любовь не грех на это променять.
И, уходя, подумалось, что впрок
Пошел тебе, испитый без остатка,
Как шоколад – горячий, горько-сладкий –
Наш на губах оставшийся урок...
... Вскоре судьба снова сводит Моцарта с семейством Веберов. Вольфганг поселяется в доме у Веберов и в окружении Констанци и Софи приходит в себя после смерти матери и безответной любви. Веселый сумасброд хохочет и резвится с молодыми барышнями, совершенно очаровывая маленькую Софи и отца, Фридолина Вебера, суфлера мангеймской оперы. У Моцарта вспыхивает чувство к 17-летней Констанци. И Констанца отвечает на чувство Вольфганга, готовая на все, чтобы вырваться из-под родительской опеки. Мамаша Вебер строит свои планы, шантажируя Моцарта и он практически похищает Станци. 4 августа 1782 года Вольфганг Амадей и Констанца венчаются в соборе Святого Стефана в Вене. Без отцовского благословения. (Эти события нашли свое отражение в опере «Похищение из сераля» .1782 год. Констанца стала прообразом героини оперы).
Семейная жизнь Моцартов, начавшаяся столь бурно, с течением времени не стала спокойной. Моцарт любил Станци вопреки ее непрактичности в бытовых делах (она не утруждала себя работой по дому), вопреки ее эгоизму и ненадежности, вопреки несбывшимся надеждам на семейное счастье, к которому он так стремился. Все же Констанца была неплохой женой, ведь быть замужем за порывистым и изменчивым по натуре гением не каждой женщине по силам...
Моцарт:
...Тогда был жаркий день. И в каменном узоре
Дробилось солнце. И собор глаза слепил.
Чтоб оттенить твой свет – я в черном был камзоле.
Ты в белом платье, что белее всех белил.
Наш свадебный обряд пусть не был пребогатым,
Но, - помнишь, - в день, когда стояли под венцом,
Я подарил тебе горсть золотых дукатов...
Констанца:
Ты щедрым был тогда!
Моцарт: ...
и мамино кольцо.
Констанца:
Оно со мной.
Моцарт:
Смотри – совсем потух хрусталик.
Констанца:
Вот, даже на камнях от стирки виден след.
Моцарт:
И мы с тобой уже совсем другими стали...
Меня ты любишь?
Констанца:
Бред.
... Может быть, Моцарт и был достоин лучшей спутницы, но он тоже оказался для Констанцы незавидным мужем. Ей, скорее всего, был нужен уравновешенный, почтенный мужчина средних способностей. ( После смерти Моцарта она вторично вышла замуж, и ее новый муж был именно таким человеком. Тогда Констанца стала хорошей матерью и женой).
За несколько лет Моцарт достиг вершин славы. Билеты на его концерты распространялись по подписке и проходили под шквал аплодисментов. Летом 1783 года Вольфганг и Констанца посетили Леопольда Моцарта в Зальцбурге. Здесь Вольфганг написал свою лучшую c-moll`ную Мессу, в которой Констанца пела уникальную сопрановую арию со скачками на две октавы. Эта виртуозная ария была написана специально для Констанци. ( Констанца была неплохой профессиональной певицей, хотя ее голос уступал голосу Алоизии ). Моцарт не успел закончить мессу и исполнялась она в маленькой Петерскирхе в Зальцбурге с одной репетиции всего один раз. Не успел закончить мессу, как впрочем, не закончил ни одного сочинения, посвященного жене...
Идут годы и в прошлое уходят блеск успеха и славы. Канул в Лету успех «Женитьбы Фигаро», выпавший на долю Моцарта в Праге. Под конец жизни Моцарта преследует нищета...
Моцарт:
А помнишь, Станци, как в каком-то январе
Симфонию писал, чтоб покорилась Прага.
Богемии хотел блестящий дать урок.
Ты думала о том, чтоб нотная бумага
Лежала на столе и свежее перо...
Констанца:
Я помню. Что с того? Растаяло то время,
Как снег и как успех у «Свадьбы Фигаро»...
К чему ты это все?
Моцарт:
Но я тогда поверил,
Что думаешь и ты про свежее перо!
Констанца:
Про свежее перо? Других забот хватает,
Когда сквозь щель в полу сочится нищета.
«Что делает Ваш муж?» -
« На скрипочке играет!»
А мне – убогий быт и новые счета.
Пытаешься прожить хоть сутки без истерик,
Но – Господи! – уже почти что девять лет
Я трачу жизнь, чтоб жить, как жены подмастерий!
Моцарт:
Меня ты любишь?
Констанца:
Бред....
|