Каталог статей
Форма входа
Категории раздела
музыкальная история [19]
Интересные музыкальные истории
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Приветствую Вас, Любопытствующий · RSS 24-Ноя-16, 22.13.31

    Главная » Статьи » В мире музыки » музыкальная история

    Трехголосная фантазия.

       Миb – ре – ре, миb – ре – ре, миb – ре – ре – сиb... Да это же Моцарт! Страстный, импульсивный, изящный и немного грустный... Кто не узнает его с первых же звуков? К имени Моцарта сейчас, особенно в год 250-летия со дня рождения, стали обращаться очень часто. Как к спасительной соломинке.  Это имя стало торговой маркой, раскрученным брэндом. А ведь за этим брэндом – жизнь реального человека. Пожалуй, напоминать о гениальности прославленного композитора излишне. Но была ли отмечена печатью гениальности сама его жизнь? «Гении обладают одной привилегией – для них жизнь никогда не становится будничной» (Лоуэлл). Но какова она – жизнь гения? И какова цена успеха в жизни, лишенной будничности?

       Феноменальная, ни с чем несравнимая природная одаренность Моцарта стала предметом рассказов, в которых правда перемешивалась с вымыслом. Несомненно то, что в великом пантеоне музыкальных гениев не найдется другого композитора, обнаружившего в столь раннем возрасте подобную музыкальную одаренность.

        Уже в три года маленький Вольфи находил на клавиатуре клавесина благозвучные терции и сексты и по-детски радовался   им. В 4 года Моцарт свободно импровизировал. В таком нежном возрасте он уже был музыкантом, оставаясь все еще милым и непосредственным ребенком: мог взобраться на колени к императрице Марии-Терезии и пообещать юной эрцгерцогине Марии-Антуанетте жениться на ней... В восемь лет Моцарт сочинил 6 сонат , посвятив их английской королеве.  В 12 лет  по заказу императора Иосифа II  написал свою первую оперу.   «Талант дается человеку вместе со способностью его реализовать» ( М.Горький).  Вольфганг Моцарт блестяще реализовал свою гениальную одаренность.  Его творческое наследие  огромно: в списке произведений Моцарта  626 названий, многие из которых на слуху: симфонии до диез мажор и соль минор, "Маленькая ночная серенада", "Реквием"...

       Но таланту отпущено мало времени. Для него время как бы спресовывается, череда событий проносится стремительно, мелькая в калейдоскопе дней. Гениально одаренные дети очень рано взрослеют, рано становятся мудры. Моцарт словно знал, что его земной век будет  краток и даже предполагал дату своей смерти. А поэтому спешил жить. Он любил жизнь и испытывал неутолимую жажду творчества. Рабочий день Моцарта был чрезвычайно напряженным – с утра он сочинял музыку, до обеда давал уроки, вечером стоял у пульта или выступал с концертами, а ночью снова писал, падая с ног от усталости. Маленький, ростом чуть более 150 см, близорукий, по словам сестры «лишенный всякой представительности в лице и теле», Моцарт производил впечатление легкомысленного человека, пряча за внешней смешливостью и даже дурашливостью титаническую работу ума. Никому не было позволено заглянуть под маску, однажды надетую на лицо. Пронзительное ощущение краткости земного бытия  рождало великую музыку, дарующую другим людям надежу и утешающую их. Щедро. Все отдать другим, ничего не оставив  взамен... За месяц до смерти отца, 4 апреля 1787 года,  Вольфганг писал ему: «... Я никогда не ложусь в постель, не подумав, что, может быть, меня ( как я ни молод ) на другой день более не будет, - и все-таки никто из тех, кто знает меня, не может сказать, чтобы в обществе я был угрюмым и печальным»...

       Моцарт знал и успех, и поражение. Ему рукоплескала Европа. А за успех приходится платить. Чем больше успех, тем серьезнее расплата.  Цена успеха – одиночество.

       Любил ли Моцарт? Вне сомнений. Но и страдал от неразделенности чувств. Может, поэтому его музыка так прекрасна? В любви, как и в творчестве, он был одинок. Моцарт знал восхищение толпы, но близкие ему люди смотрели на него иначе. Поистине, «лицом к лицу лица не увидать»... Три женщины, три сестры, трехголосие в судьбе Вольфганга. Как складывались их отношения? Почему любовь так и не принесла счастья? Алоизия Вебер, старшая сестра, - его первая и самая сильная любовь. Она могла стать его судьбой, но не стала, «упустив свой шанс остаться в вечности». Средняя сестра, Констанца, стала его женой. Но любила ли она Моцарта? Младшая сестра, Софи...  Та, которой  была «нужна и очень понятна невнятная речь сонаты, рожденной в бессоннице голой».  Женщина, которая родилась слишком поздно... Свою версию одиночества  Моцарта предлагает пьеса в стихах современного автора А.Духовского «Концерт для Моцарта с оркестром». 

       ...В 1781 году Моцарт переезжает в Вену. Здесь он знакомится с оперной певицей Алоизией Вебер – красивой молодой девушкой и, к тому же, музыкально одаренной. Моцарт очарован ее чистым задушевным голосом и страстно влюбляется в нее. Он пишет для Алоизии итальянскую арию о любви, с которой начинающая певица мангеймского театра сделает блистательную певческую карьеру. Вольфганг собирается ехать с ней в Италию, строит фантастические планы и, окрыленный,  пишет об этом своему отцу.  Леопольд Моцарт  не одобряет выбор сына: «Немедленно поезжай в Париж. Добейся там славы и денег, и тогда можешь ехать в Италию...»  Вольфганг уезжает вместе с матерью, продолжая мечтать об Алоизии. В Париже Моцарту пришлось испытать горькое разочарование и немало страданий. Он потерял горячо любимую мать, которая умерла у него на руках. Моцарт остался один в огромном городе, где уже были забыты его детские триумфы и мало кто интересовался приезжим зальцбургским музыкантом. Ничего не добившись, Вольфганг возвращается в Зальцбург. По возвращении он узнает, что Алоизия вышла  замуж за посредственного художника Йозефа Ланге (позже сделавшего карьеру на портретах Моцарта!).  Она – примадонна оперного театра, местная знаменитость. Моцарт ей больше не нужен. Вольфганг потрясен и безутешен... Под впечатлением выпавших на его судьбу испытаний он пишет 5 клавирных сонат. Сонаты большой драматической силы и глубины  напоминают о чувстве безответной любви...

     

    Моцарт:

    ... уехал я во Францию, в Париж.

    Алоизия: 

    Зачем?

    Моцарт:

     Зачем? Чтобы тебя хранить

    В своей душе, чтоб там – в чужой столице –

    Играть!

    Алоизия:

    Кому?

    Моцарт:

    Самой императрице!

    Алоизия:

    Еще зачем?

    Моцарт:

    Чтоб мать похоронить.

    Алоизия:

    Прости, я не хотела.

    Моцарт:

    «Наших дней

    Не знаем срока», - говорила так ты?

     ... Мимо всех ночных огней

    Спешил к тебе, отсчитывая такты

    дорожных верст...

    Алоизия:

    Ты побледнел! Взгляни –

    Две капли на виске!

    Моцарт:

    Оставь! Здесь душно!

    ... Я гнал свою измученную душу

    сквозь городов холодные огни

    в тот город, где пропажа из пропаж

    отыщется! Что получил в награду?

    «Ты рада мне?» -

    «Нет, я тебе не рада.

    Прости, меня уже ждет экипаж...»

    Камзол мой был так неуместно рыж –

    В следах дождя, бессонницы и грязи...

    А ты была любовницей у князя,

    И слушать не хотела про Париж,

    Про бред ночей глухих и про меня...

    Нашлось мгновенно что поставить  «вместо».

    Я понимаю – жалованье, место...

    Любовь не грех на это променять.

    И, уходя,  подумалось, что впрок

    Пошел тебе, испитый без остатка,

    Как шоколад – горячий, горько-сладкий –

    Наш на губах оставшийся урок...

     

     ... Вскоре судьба снова сводит Моцарта с семейством Веберов. Вольфганг поселяется в доме у Веберов и в окружении Констанци и Софи приходит в себя после смерти матери и безответной любви. Веселый сумасброд хохочет и резвится с молодыми барышнями, совершенно очаровывая маленькую Софи и отца, Фридолина Вебера, суфлера  мангеймской оперы. У Моцарта вспыхивает чувство к 17-летней Констанци. И Констанца отвечает на чувство Вольфганга, готовая на все, чтобы вырваться из-под родительской опеки. Мамаша Вебер строит свои планы, шантажируя Моцарта и он практически похищает Станци.  4 августа 1782 года Вольфганг Амадей и Констанца венчаются  в соборе Святого Стефана в Вене. Без отцовского благословения. (Эти события нашли свое отражение в опере «Похищение из сераля» .1782 год. Констанца стала прообразом героини  оперы).

      Семейная жизнь Моцартов, начавшаяся столь бурно, с течением времени не стала спокойной. Моцарт любил Станци вопреки ее непрактичности в бытовых делах (она не утруждала себя работой по дому), вопреки ее эгоизму и ненадежности, вопреки несбывшимся надеждам на семейное счастье, к которому он так стремился. Все же Констанца была неплохой женой, ведь быть замужем за порывистым и изменчивым по натуре гением не каждой женщине по силам...

     

    Моцарт:

    ...Тогда был жаркий день. И в каменном узоре

    Дробилось солнце. И собор глаза слепил.

    Чтоб оттенить твой свет – я в черном был камзоле.

    Ты в белом платье, что белее всех белил.

    Наш свадебный обряд пусть не был пребогатым,

    Но, - помнишь, - в день, когда стояли под венцом,

    Я подарил тебе горсть золотых дукатов...

    Констанца:

    Ты щедрым был тогда!

    Моцарт: ...

    и мамино кольцо.

    Констанца:

    Оно со мной.

    Моцарт:

    Смотри – совсем потух хрусталик.

    Констанца:

    Вот, даже на камнях от стирки виден след.

    Моцарт:

    И мы с тобой уже совсем другими стали...

    Меня ты любишь?

    Констанца:

    Бред.

     

    ... Может быть, Моцарт и был достоин лучшей спутницы, но он тоже оказался для Констанцы незавидным мужем. Ей, скорее всего, был нужен уравновешенный, почтенный мужчина средних способностей. ( После смерти Моцарта она вторично вышла замуж, и ее новый муж был именно таким человеком. Тогда Констанца стала хорошей матерью и женой).

       За несколько лет Моцарт достиг вершин славы. Билеты на его концерты распространялись по подписке и проходили под шквал аплодисментов. Летом 1783 года Вольфганг и Констанца посетили Леопольда Моцарта  в Зальцбурге. Здесь Вольфганг написал свою лучшую c-moll`ную Мессу, в которой Констанца пела  уникальную сопрановую арию со скачками на две октавы. Эта виртуозная ария была написана специально для Констанци.  ( Констанца была неплохой профессиональной певицей, хотя ее голос уступал голосу Алоизии ). Моцарт не успел закончить мессу и исполнялась она в маленькой Петерскирхе в Зальцбурге с одной репетиции всего один раз. Не успел закончить мессу, как впрочем, не закончил ни одного сочинения, посвященного жене...

      Идут годы и в прошлое уходят блеск успеха и славы. Канул в Лету успех «Женитьбы Фигаро», выпавший на долю Моцарта в Праге. Под конец жизни Моцарта преследует нищета...

     

    Моцарт:

    А помнишь, Станци, как в каком-то январе

    Симфонию писал, чтоб покорилась Прага.

    Богемии хотел блестящий дать урок.

    Ты думала о том, чтоб нотная бумага

    Лежала на столе и свежее перо...

    Констанца:

    Я помню. Что с того? Растаяло то время,

    Как снег и как успех у «Свадьбы Фигаро»...

    К чему ты это все?

    Моцарт:

    Но я тогда поверил,

    Что думаешь и ты про свежее перо!

    Констанца:

    Про свежее перо? Других забот хватает,

    Когда сквозь щель в полу сочится нищета.

    «Что делает Ваш муж?» -

    « На скрипочке играет!»

    А мне – убогий быт и новые счета.

    Пытаешься прожить хоть сутки без истерик,

    Но – Господи! – уже почти что девять лет

    Я трачу жизнь, чтоб жить, как жены подмастерий!

    Моцарт:

    Меня ты любишь?

    Констанца:

     Бред....

     

    Категория: музыкальная история | Добавил: АсСоль (06-Окт-22) | Автор: Re
    Просмотров: 1257 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz